четверг, 2 августа 2012 г.

организация кинопроката в европе






Мустафа дорогу строил… | Sensus Novus

Мустафа дорогу строил…

Советский фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Николай  Экк,1931) стал абсолютным хитом 30-х. На I Венецианском кинофестивале 1932 года постановщик «Путёвки» был признан самым талантливым режиссером и получил приз Венецианского фестиваля. Картина была сразу же закуплена 26 странами. По решению ЮНЕСКО этот фильм входит в число 10-ти лучших фильмов всех времен и народов. Популярность фильма могла сравниться только с другим советским блокбастером – «Чапаев».

«Путёвка в жизнь» рассказывает о Болташовской коммуне беспризорников имени Генриха Ягоды, организованной ОГПУ (Объединенное Главное Политическое Управление – политическая полиция). «Путёвка в жизнь» один из важнейших советских фильмов, уникальный документ эпохи, оказался надолго отодвинут в тень из соображений политической конъюнктуры: после расстрела Ягоды, любое упоминания о нём находилось под запретом.

Фильм так же оказал влияние на распространение коммунистических идей в Европе. Запрещённый французской цензурой, он с успехом прошёл кинопрокат в Германии. Молодые члены немецкого антифашисткой отряда, распространявшие  в Берлине 30-х листовки «Гитлер — это война», выбрали себе в качестве партийных кличек имена героев фильма — Мустафа, Колька-свисток и другие.

Между звуковым и немым кино

«Путёвка в жизнь» первый звуковой советский фильм, поворотная точка от традиций немого кино и советского кино-авангарда к стилистике социалистического реализма. Впервые зрители услышали в кинозале звуки улицы: скрежет трамвая, шум московской толпы и настоящий городской романс. По воспоминаниям очевидцев, зрители хохотали и плакали на сеансах, а «блатные куплеты» из фильма распевала вся страна: «Нас на свете два громилы./ Гоп-тири-тири-бумбия! / Один – я, другой – Гаврила./ Гоп-тири-тири-бумбия!». Монтаж, операторская работа и звуковой ряд фильма, отсылающий к знаменитой работе Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», помещают авторов и зрителей в гущу событий, делают частью эстетического и социального эксперимента. Недаром «Путёвка в жизнь» вдохновляла итальянских неореалистов.

Начинает действие Василий Качалов один из ведущих актёров театра Константина Станиславского. Он зачитывает правительственное обращение «Все на помощь детям!», выпущенное в 1923 году:

- Откуда, кто они, скелеты в грязной рвани? Озлобленные взгляды. Одичалый вид Сегодня беспризорник, завтра враг труда, бандит! Что их спасёт благотворительность? Им и нам смешно всё это! Мы знаем больше: человека создаёт среда. Путёвку в жизнь им даст Республика Советов, познавшая могущество свободного, всеобщего труда!

Эмоциональная напыщенность поведения героев:  девушки прижимают руки к сердцу, мужчины театрально хмурят брови, умирающая мать «вздымается» в балетном жесте идёт от немого кино. В «Путёвке в жизнь» эта эстетика сталкивается с боевой напористостью пропагандистских слоганов советского агитпропа: «Наш паровоз вперёд летит», буквально захватывающих экран, прерывающих действие появлением огромных плакатных букв.

source


Комментариев нет:

Отправить комментарий